Москва. По количеству добываемой нефти Россия сегодня занимает первое место в мире. Доходы от экспорта топливных ресурсов являются основными и в бюджете страны. Однако запасы углеводородов не вечны: ведь нефтяной слой зарождается тысячелетиями, а выбирается за 20 - 30 лет. Делать бензин из каменного угля, древесных опилок и природного газа научились давно. Любой углеродосодержащий продукт может стать сырьём для топлива. Химическую реакцию придумали почти 100 лет назад германские исследователи Франц Фишер и Ганс Тропш. С тех пор о ней то вспоминали, то забывали надолго. Это первая в России опытная установка 4-го поколения, которая позволит производить синтетическое жидкое топливо по методу Фишера-Тропша, известному ещё с начала 20-го века. В 39-ом году его начали использовать в Германии из-за нехватки нефтепродуктов для нужд армии. Правда, после войны от этой технологии отказались - топливо получалось дороже обычного бензина. Благодаря новым методикам синтетическое топливо стало дешевле - не дороже нефтепродуктов и классического биотоплива. Технология эта незаменимая для переработки попутного нефтяного газа, который предприятия обычно миллионами кубометров сжигают факельным способом его из-за взрывоопасности. Сжижающий метод очень удобен для удалённых месторождений, пепредают "Вести". "Предположим, что у вас месторождение посреди Тихого океана. Каким образом транспортировать добытый газ? Есть способ транспортировки газа путём сжижения, но построить криогенный завод, сжижающий газ на платформе невозможно, он очень огромный. Наши технологии 4-го поколения позволяют строить компактные заводы по переработке газа в жидкость - нефть или моторное масло", - говорит Валерий Баликоев, президент ООО "ИНФРА Технологии". Строить подводный газопровод порой нерентабельно. Вывозить с морских платформ жидкое топливо проще обычными нефтяными танкерами. Суть реакции Фишера-Тропша в том, что газ превращают в жидкость с помощью водорода. Для этого используют специальные катализаторы на основе железа и кобальта. Прогоняя сквозь них газ, получают синтетический аналог нефти, из которой уже можно изготовить бензин, машинное масло или дизельное топливо. "Это топливо соответствует всем стандартам экологической чистоты. Достаточно сравнить на вид. Вот это вот нефть классическая, башкирская нефть, а вот это вот тот самый чистый синтетический продукт - синтетическая нефть. В ней отсутствует сера, отсутствует канцерогены и это чрезвычайно важный фактор", - рассказывает Владимир Мордокович, научный директор ООО "ИНФРА Технологии". Для того, чтобы сделать жидкое топливо из угля или биомассы, необходимо изначально превратить сырьё в тот же углеродосодержащий газ с помощью водяного пара и особых условий. Затем по описанной схеме - из газа вырабатывается жидкость. "Происходит химическое превращение в жидкое топливо - в аналог обычной нефти, аналог дизельного топлива. И вот как раз от формулы катализатора зависит чистота, производительность, наличие или отсутствие побочных продуктов", - продолжает Владимир Мордокович. Метод превращения угля, биомассы и газа в жидкое топливо очень важен для стран, не имеющих свои собственные месторождения нефти. Например, в США и Китае наверняка будет востребована эта технология. Компания Shell сейчас строит большой завод в Катаре - производительностью 10 миллионов тонн в год. В России на запуск первой промышленной установки понадобиться около трёх лет - практически ничего, по сравнению с тем, что технология стала востребована спустя столетие. Не даром говорят, новое - это хорошо забытое старое.
|