Рост цен вынудил “Роснефть” вернуться к идее строительства нефтепровода к ее Комсомольскому НПЗ силами “Транснефти” с оплатой проекта через тариф на прокачку. Компании обсуждали это еще два года назад, но затем “Роснефть”, у которой не раз возникали конфликты с “Транснефтью”, решила реализовать проект сама. Строить трубопровод стоимостью 47 млрд руб. должна была структура “Мостотреста”. Но теперь, с одной стороны, выросла цена трубы, а с другой — стоимость денег на рынке на фоне осложнения доступа к ним. Нынешняя договоренность позволит “Роснефти” переложить все эти проблемы на “Транснефть”, пишет “Коммерсантъ”.
“Транснефть” и “Роснефть” сообщили о подписании соглашения об установлении долгосрочного тарифа для прокачки нефти по отводу от магистрального нефтепровода ВСТО к Комсомольскому НПЗ нефтекомпании. Сейчас основные поставки на завод идут по железной дороге, еще около 1 млн тонн поставляется по трубе с Сахалина. Мощность трубы длиной 330 км составит 8 млн тонн, что соразмерно с объемом переработки НПЗ, размер тарифа не раскрывается. По расчетам “Роснефти”, отвод может втрое снизить расходы завода на транспортировку. Соглашение предусматривает проектирование и строительство отвода и объектов внешнего электроснабжения, финансировать проект будет “Транснефть” за счет средств, заложенных в тариф для “Роснефти” на 36 месяцев.
Компании договорились о проекте еще в сентябре 2012 года. Но затем “Роснефть”, говорят источники, сочла более эффективным строить отвод самостоятельно. В октябре компания сообщила, что ООО “Трансстроймеханизация” (структура “Мостотреста”) начало строительство отвода, которое должно закончиться в четвертом квартале 2016 года. Стоимость контракта, по неофициальным данным, составила около 47 млрд руб. Источники объясняют изменение позиции “Роснефти” тем, что подрядчик потребовал повысить стоимость проекта. Но собеседник, близкий к “Трансстроймеханизации”, утверждает, что изменить условия контракта предлагал заказчик и в результате работы по контракту “были прекращены по обоюдному решению сторон”. Кроме того, отмечает Михаил Танурков из компании “Аналитика товарных рынков”, в условиях ограничения доступа к западным рынкам капитала и роста стоимости заимствований в России для нефтекомпании более предпочтительно переложить все заботы о финансировании на “Транснефть”.
Договорились стороны явно в последний момент: еще 15 декабря, глава “Транснефти” Николай Токарев говорил, что сблизить позиции по проекту не получается. Теперь трубопроводной монополии придется встраивать его в свою инвестпрограмму. Сколько компания рассчитывает потратить на трубу и уровень тарифа, в “Транснефти” не раскрывают. В 2013 году монополия оценивала проект в 53 млрд руб. Андрей Полищук из Raiffeisenbank отмечает, что трубопроводный транспорт всегда дешевле, чем железнодорожный. Для “Роснефти” снижение затрат на Комсомольском НПЗ особенно актуально в рамках налогового маневра, который бьет по заводам с низкой глубиной переработки.
|