Очень важно понимать, что оба соглашения между правительством и представителями нефтяных компаний были о стабилизации цен на внутреннем рынке топлива, а не о заморозке цен, отмечает Центр исследований проблем реальной экономики. Зафиксирована лишь цена, от которой рассчитывается компенсация нефтяным компаниям по налоговому маневру.
В конце марта в правительстве приняли решение не вводить заградительные экспортные пошлины в случае кризисной ситуации, а взамен предложили более либеральный вариант - лицензирование экспорта.
Подписанное продленное соглашение должно быть оптимальным и для нефтяников, и для конечного потребителя: «По розничным ценам действует решение о росте цен в пределах инфляции на АЗС ВИНК, поэтому на конкурентном розничном рынке это будет сдерживающим фактором. Задача регуляторов – насыщение топливом внутреннего рынка и недопущение роста оптовых цен выше определенных пределов, приводящих к убыточности розничного бизнеса», - отмечает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
«Самая главная заслуга правительства и нефтяников в том, что они сумели договориться и не допустили скачков цен, рост цен на бензин и дизельное топливо идет равномерно, как и на любой товар, на апрель, май и июнь текущего года можно спрогнозировать рост не более 0,4% ежемесячно. Пока стоимость бензина и дизельного топлива в России (с незначительными отклонениями) сохраняется на уровне начала 2019 года», - считает директор Центра исследования проблем реальной экономики (ЦИПРЭ) Андрей Быстров.
Если обратиться к статистике, то на 1 апреля, согласно данным Росстата, стоимость бензина марки АИ-92 составила 41,65 руб./л, марки АИ-95 – от 44,96, а дизельного топлива – 46,73 руб./л. Таким образом, с начала 2019 года стоимость данных видов топлива увеличилась на 0,17%, 0,3% и 0,11% соответственно. Указанная динамика укладывается в допустимый рост цен, заложенный соглашением между нефтяниками и правительством.
В феврале 2019 года средняя стоимость бензина за 1 л, по данным Росстата составила: АИ-92 – 41,79 руб.; АИ-95 – 45,07 руб. Стоимость дизельного топлива за 1 л за аналогичный период составила 47,08 руб. (зимнее ДТ). К январю 2019 года произошло снижение стоимости по всем видам данного моторного топлива на 0,19%, 0,16% и 0,15% соответственно.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, с 25 по 31 марта снижение цен на бензин зафиксировано в девяти регионах Российской Федерации, из которых наиболее заметное произошло в Салехарде (-2,6%) и Чите (-1,3%). В то же время, в двух субъектах Российской Федерации был отмечен рост цен на данный вид топлива: в Ростове-на-Дону +0,6% и Липецке +0,1%. В Москве и Санкт-Петербурге за прошедшую неделю цены на бензин автомобильный не изменились. Снижение стоимости дизельного топлива в среднем в России составило 0,3% за отчетный период.
Напомним, что первоначальные договоренности о сдерживании цен на бензин были достигнуты в ноябре прошлого года в рамках соглашения с представителями нефтяных компаний (ВИНК) и вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего в правительстве сектор ТЭК. На последнем совещании представителей ВИНК с вице-премьером Дмитрием Козаком, которое состоялось 26 марта, было решено продлить соглашение по заморозке цен на бензин до 1 июля 2019 года. В то же время, стороны пришли к решению скорректировать механизм демпфера, поскольку из-за изменившегося баланса на экспортном и внутреннем рынках нефтепродуктов текущая модель демпфера стала невыгодной для нефтяников.
|