Если Владимир Путин берется за какое-нибудь дело, оно всегда должно завершиться успехом, пусть даже чисто символическим, пишет Фридрих Шмидт на страницах немецкой газеты Frankfurter Allgemeine. Так, например, произошло с подписанным на прошлой неделе договором о поставках российского газа Китаю сроком на 30 лет. Россия добилась согласия китайской стороны благодаря низкой цене на газ и взятому на себя обязательству по строительству газопровода в КНР стоимостью в 4 млрд долларов. Российскому лидеру, поясняет автор, было крайне важно показать во время конфликта на Украине, что у Москвы есть с кем сотрудничать и помимо Запада.
Вчера же, продолжает журналист, Россия, Белоруссия и Казахстан подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который должен стать промежуточной ступенью между основанным в 2010 году Таможенным союзом, действующим с 2012 года Единым экономическим пространством и будущим Евразийским союзом, который, по представлению России, положит начало политической интеграции. Создание ЕАЭС, как заявил российский президент, имеет "историческое значение". Кремль видит в подписании договора начало "принципиально нового уровня интеграции", ведь таким образом создается единый рынок с суммарным населением в 170 млн человек.
Однако между Путиным и лидерами Белоруссии и Казахстана Александром Лукашенко и Нурсултаном Назарбаевым остается ряд нерешенных вопросов. Помимо этого, в лице Украины отпал, как некогда заявил президент, "ключевой партнер" будущего союза.
В частности, неясен экономический успех Таможенного союза. По данным Евразийской экономической комиссии, товарооборот России с Белоруссией и Казахстаном упал почти на 10% за период с 2012 по 2013 год. "Маленькие партнеры" Москвы считают себя "надутыми": в 2010 году их таможенные пошлины многократно подгонялись до более высоких российских, в результате чего в Казахстане подорожала текстильная продукция и автомобили. Кроме того, Назарбаев жалуется на то, что теперь казахской продукции стало тяжелее конкурировать на российском рынке. Еще один спорный пункт - экспорт казахского газа по газопроводам, принадлежащим "Газпрому". Москва и Минск, в свою очередь, никак не могут договориться насчет соглашения, позволяющего Минску беспошлинно ввозить российскую нефть, но при этом обязывающего его переводить Москве экспортные пошлины на продукты, произведенные из нее. Цена вопроса, как подчеркивает издание, составляет 3 млрд долларов в год. Некогда Лукашенко предложил оставлять эти средства в Белоруссии, пообещав "построить Эмираты", но и Москва не хочет отказываться от этих средств на целых десять лет вперед.
После последней трехсторонней встречи в начале мая в Минске, добавляет Frankfurter Allgemeine, поползли слухи, будто Лукашенко и Назарбаев были не готовы подписать соглашение в Астане по причине того, что в нем содержалось слишком много оговорок в пользу Москвы. Однако к настоящему времени, как во вторник со ссылкой на источники в руководстве трех государств сообщило издание "Ведомости", все противоречия были решены "во время двусторонних соглашений". "Единый рынок" газа, нефти и нефтепродуктов должен быть создан к 2025 году. "Вполне вероятно, Москва пробила свою точку зрения в этом вопросе, 9 мая "купив" согласие Лукашенко обещанием предоставить Минску российские кредиты на сумму в 2,5 млрд долларов", - заключает Шмидт.
|